Трактор Т 150К - долговечная модель советского тракторостроения

Трактор Т 150К вошел в историю Харьковского тракторного завода, как самый мощный инженерный прорыв в тракторостроении второй половины XX века. Созданием серии быстроходных, взаимодополняемых тракторов повышенной мощности занимался огромный коллектив инженеров и проектировщиков под руководством главного конструктора Бориса Павловича Кашубы. Разработка проекта под рабочим названием «Т 150» началась в 1967г., когда с поддержкой академика В.Н. Болтинского Кашубе удалось убедить главного инженера завода В.В. Библика в необходимости запуска принципиально новой серии машин.


Сказано – сделано. Однако как признавались очевидцы, претворить задумку в жизнь было с конструкторской точки зрения не так уж просто. На тот момент не существовало ни одного мирового аналога комплементарных тракторов, различающихся только ходовыми частями и абсолютно идентичные по другим характеристикам. Первоначально было решено выпустить колесную версию трактора, а затем после проведения испытаний и обкатки, заняться его гусеничной модификацией. В результате первая, совсем небольшая партия (всего 500 ед.) колесных тракторов появилась в продаже в 1971г. еще до официального прохождения гос.тестов. На следующий год (1972г.) было реализовано уже порядка 4 000 агрегатов.


Что удивительно, ХТЗ сумел не только разработать и грамотно реализовать проект «Т 150», но и наладил эффективную обратную связь. Совхозами в режиме реального времени передавали инженерам сведения об эксплуатационных качествах новых тракторов. Так первоначально трансмиссия Т 150К была исполнена не очень удачно: работая на низкой передаче, трактор не обеспечивал необходимую тяговую мощность, а расход топлива наоборот превышал допустимые нормы. Именно благодаря своевременно поступившим жалобам, инженеры завода смогли оперативно внести необходимые изменения в трансмиссию, и пробная серия не стала провальной.

 

Универсальные тракторы активно эксплуатировались не только в Советском Союзе

 

Потребитель довольно быстро ощутил преимущества новых тракторов: и большую продуктивность при вспашке по сравнению с предыдущими аналогами, и лучшую транспортабельность, и универсальность. Спустя 2 года после запуска серии, комиссия инженеров ХТЗ признала эксперимент удачным, что позволило в 1973г. поставить выпуск колесных тракторов 150К на поток.


За всю свою историю ХТЗ выпустил порядка 753 000 экземпляров Т 150К, в том числе и его вариаций. Эта машина была не только отличной базой для различной спецтехники, начиная с бульдозеров и заканчивая снегоочистителями, она стала идеальным экспериментальным образцом. Какие только изменения не претерпевал трактор 150К: на него устанавливали сдвоенные колеса, оснащали двумя ведущими мостами, грейдерными колесами и пр.

 

Фото трактора Т

 

Пока существовал Советский Союз трактор был востребован не только в России, но эффективно работал и на экспорт. С 1976 г. по 1990 г. около 23 000 экземпляров Т 150К было поставлено в Соединенные Штаты, Канаду, Австралию, Западную Европу, Азию и даже в Африку. Даже консервативные США, которые редко признавали заслуги советского машиностроения, дали высокую оценку техническим характеристикам трактора Т 150К.


Поскольку изначальной целью проектной бригады ХТЗ было создание полностью комплиментарных тракторов, то и двигатель подбирался с условием, что он будет обеспечивать одинаковую мощность и силу тяги, как для колесной, так и для гусеничной модели. Так колесная модель Т 150К была оснащена дизельным рядным 4-х тактным двигателем СМД-62, в котором 6 цилиндров размещались в форме латинской буквы V под углом развала 90 градусов. Учтя опыт использования СМД-62 для гусеничного образца был подобран о чуть менее производительный СМД-60. Принципиально двигатели различались только мощностью и наличием в 62-ой модели пневмокомпрессора, а потому были вполне взаимозаменяемы, что и требовалось конструкторам.

 

Обзор основных параметров трактора

 

Мощность трактора Т 150К составляла 165 л.с. при 2100 оборотах коленвала в минуту, что даже по сегодняшним меркам считается оптимальным для тракторов этого класса. Масляный насос – двухсекционный, шестеренчатый, а в качестве фильтра – полнопоточная центрифуга. Запуск двигателя производился пусковым бензиновым двигателем с редуктором и возможностью дистанционного пуска. Безусловно, с 1971г. двигатель значительно устарел, потому новые модели Т 150К-09 и Т 150К-09-25 оснащаются по выбору минским дизельным Д 260.4 или ярославским ЯМЗ-236, 236НЕ или 238М2. Разброс мощности на этих двигателях составляет 210, 175, 230 и 240 л.с. соответственно.

 

 

 

Гидромеханическая трансмиссия трактора имеет 2-х дисковое сцепление постоянно-замкнутого типа с пневматическим сервомеханизмом. Нажимая муфту сцепления, водитель направляет воздух, сжатый под давлением в пневмокамеру, шток камеры переместится и включит сцепление. КПП – 4-х диапазонная (3 вперед и 1 назад) восьмискоростная с валом отбора мощности для привода сменных рабочих механизмов.


Остов Т 150К состоит из 2 полурам, соединенных шарнирным механизмом, который позволяет им перемещаться друг относительно друга в двух плоскостях. На передней раме закреплены двигатель, КПП, кабина и топливный бак. На задней- трехточечная навесная система для крепежа рабочего оборудования. Рулевое управление трактором Т 150К – гидромеханическое, смещающее полурамы вертикально по отношению к шарнирному механизму.

 

Трактор Т

 

Оба ведущих моста имеют одинаковые размеры, передний мост по желанию блокируется. Схема расположения колесного движителя трактора 4Х4. Передние колеса подерссорены и оснащены амортизаторами. Колеса трактора - марки DW 18-24 с шиной 530-610Р, модель ФД-14. Шины – пневматические, низкого давления. Ходовая часть оснащена колесными тормозными колодками и ленточным стояночным тормозом.


Благодаря уникальности своего устройства, трактор Т 150К получил 5 наград на мировых сельскохозяйственных выставках, а также принес своему создателю почетное звание Лауреата госпремии Советского Союза.


Цена трактора Т 150К 80-х годов выпуска составляет от 190 000 руб. до 490 000 руб., 90-х гг. выпуска – от 250 000 руб до 700 000 руб. Современные модели Т 150К-09 и Т 150К -09-25 стоят от 1 230 000 руб.

 

Фото универсального трактора

 

 

Трактор 150К на уборке поля

 

 

Внешний вид трактора

 

Видео обзор трактора

 

Ссылка на promplace.ru обязательна
Похожие статьи
Тракторы МТЗ 1221 получили широкое распространение во многих отраслях хозяйства
Трактор ЛТЗ 155 создан с учетом требований современного сельского хозяйства
Простой и функциональный трактор МТЗ 92П
Компактные и мощные китайские тракторы YTO
Трактор Кировец К 700 стал новым словом в советском тракторостроении
Трактор ХТЗ 150К 09 - экономичен в эксплуатации, эффективен в работе


Выставки и конференции по рынку машиностроения, техники и оборудования